четверг, 2 октября 2008 г.

Четыре основных вопроса

В жанровом кино, структура фильма держится на 4-х вопросах:
  1. Кто главный ГЕРОЙ?
  2. Чего ГЕРОЙ пытается достигнуть?
  3. Кто пытается остановить ГЕРОЯ?
  4. Что случиться, если ГЕРОЙ потерпит неудачу?
Все остальное вытекает из ответов на эти 4 вопроса. Эти 4 вопроса являются фундаментом всего сценария.

1. КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ?

Очень важно показать зрителю - кто Главный Герой - иначе его внимание рассеется и он может потерять интерес к просмотру фильма.
Герой должен быть симпатичным.
Есть две технологии, чтобы сделать героя симпатичным:
  1. Незаслуженная беда
  2. Ласковая собака
        НЕЗАСЛУЖЕННАЯ БЕДА - Герой становится жертвой обстоятельств, выходящих из под его контроля. Неверный супруг, отказ, смерть любимого, потеря работы - все это поможет быстро заинтересовать аудиторию главным Героем.
        ЛАСКОВАЯ СОБАКА - означает, что надо показать Героя добрым к животным, детям и старикам. Наоборот, если надо показать Противника Героя, то его надо показать плохим по отношению к животным, детям и старикам.

Примеры:
НАЗАД В БУДУЩЕЕ - Марти дружит со стариком - Доком и его собакой. Биф - плохо относится к матери (старушке), оскорбляет старика - самого себя из будущего, отнимает у детей мяч и проч.
ТИТАНИК - Джек Доусон - бедный (незаслуженная беда).
ЗВЕЗДНЫЙ ВОЙНЫ - Люк Скайвокер - сирота и заперт ситуацией на ферме в ловушку (незаслуженная беда).
ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ - Флетчер лгун, но любим своим симпатичным сыном и любит его в свою очередь (Ласковая собака + Незаслуженная беда).
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ - герой товарища Трошкина, заведующий детским садом и имеет особый подход к детям, за что они его очень любят (Ласковая собака).

2. ЧЕГО ГЕРОЙ ПЫТАЕТСЯ ДОСТИГНУТЬ?

Герой всегда должен стремиться к невыполнимой цели. К чему-то такому, что если он этого не сделает, то пострадают невинные люди. Это крайне важно, т.к. страдание невинного, это материал для сочувствия и драматизма.
Герой вынужден достигнуть своей цели, потому, что если он потерпит неудачу, то пострадает не только он, но и невинные люди. Это способ заставить не только Героя заботиться о достижении цели, но и способ привлечь к сопереживанию аудиторию.

Примеры:
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - Люк пытается спасти принцессу Лею и уничтожить самую огромную из изобретенных когда-либо машину смерти - Звезду Смерти.
ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ - Трошкин должен найти золотой шлем и спасти обаятельных "подопечных".
БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА - С.С. Горбунков должен поймать контрабандистов и сохранить семью.

3. КТО ПЫТАЕТСЯ ОСТАНОВИТЬ ГЕРОЯ?

Пока Герой достигает цели, мы нуждаемся в главном Противнике или Антогонисте (Злодее), который занимается достижением обратной цели. Безжалостный и чем более безжалостный, тем лучше.
В финальном поединке между Геройм и Злодеем должен быть только один победитель. Поэтому ЦЕЛЬ должна быть взаимоисключающей победителей.
Хорошая ЦЕЛЬ является залогом хорошего сценария.

Примеры:
ТИТАНИК - главным Противником Джека является безжалостный жених Розы. Роза здесь является ЦЕЛЬЮ и ясно, что здесь не может быть двух победителей.
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - здесь главный Противник - Империя, персонифицировано заявленная Императором. Многие думают, что здесь злодей Дарт Вейдер, однако он всего лишь прихвостень Императора и несет совсем другую функцию (он отец, который проверяет силу своего сына).

4. ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ ГЕРОЙ ПОТЕРПИТ НЕУДАЧУ?

Самый простой из всех вопросов, потому, что здесь может быть только один ответ: смерть.
Если же это семейное кино, то это должна быть фигуральная смерть - по своему значению сравнимая с настоящей физической смертью Героя. А предыдущие три вопроса заставят аудиторию переживать за то, чтобы Герой все же не потерпел неудачу.

Примеры:
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - если Люк терпит неудачу, то принцесса Лея гибнет, а Звезда Смерти уничтожит базу повстанцев и его как человека и даже если он спасется, то как Героя - точно.
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО - если доктор не поможет мальчику, то тот сойдет с ума и будет также социально опасен как и пациент, который стреляет в доктора.
ФОРЕСТ ГАМП - если Форест не заставит Дженни полюбить его, то ее образ жизни погубит ее - единственного человека, которые может любить его таким, какой он есть.

Полный расклад ситуации на основе фильма “Шестое чувство”.
  1. Кто главный герой? - Брюс Виллис (Доктор Кроу).
  2. Чего он пытается достигнуть? - спасти мальчика (Кола) от голосов, которые он слышит.
  3. Кто пытается остановить героя? - мальчик (Кол).
  4. Что случиться, если не получиться? - мальчик станет таким же социально опасным как и человек, который стреляет в доктора Кроу.
ДАЛЕЕ->

7 комментариев:

  1. Очень интересно читать этот блог.
    Вот только хочу заметить по поводу данного мнения: "ТИТАНИК - главным противником Джека является безжалостный жених Розы. Роза здесь является ЦЕЛЬЮ и ясно, что здесь не может быть двух победителей."
    Это неверно, так как Роза- главная героиня( она изменяется по ходу фильма), а Джек её наставник.
    Хотелось бы услышать ваше мнение. Спасибо.
    Сергей.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за хорошие слова, Сергей.
    Понять, кто Главный ГЕРОЙ в "Титанике" не просто, но если коротко, то здесь Главный ГЕРОЙ - Джек.

    ОтветитьУдалить
  3. Позволю себе не согласиться с Вами, Дмитрий! В ТИТАНИКЕ главный герой именно Роза - история повествует о ее жизни и ее жизненных перепетиях, если бы глав герой был Джек - то мы бы не видели сцену в начале, когда старую Розу привозят на Келдыш

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело не в первой сцене. Если Вы внимательно читает блог, то для того чтобы быть Главным Героем, персонаж обязан отвечать несколько иным характеристикам. Однако по поводу того, кто же в "Титанике" Главный Герой - видимо придется писать статью. Спасибо за внимание к теме

      Удалить
  4. Определенно, главный герой фильма ТИТАНИК - Роза. Во-первых - в самом начале фильма именно она садится и начинает рассказывать команде( и нам соответственно) историю Титаника, погружая нас в историю. Во-вторых - архитипы четко ложатся на Розу + без сомнений, сцена "пещеры" - когда Роза бегает по пустым корридорам с топором, кричит, а ее никто не слышит(это ее самый большой страх, о котором заявлено ранее) и эпичный переход из воина в мученика, когда она спрыгивает со спасательной шлюпки. Еще один вариант быстро и четко определить кто ГГ - это после просмотра первого акта ответить на 4 вопроса - здесь? о Розе мы знаем куда больше, чем о Джеке. Наконец, Джеймс Камерон любит создавать образы сильных женщин (Рипли, Сара Коннор, Роза и т д) - поэтому ничего удивительного!)
    Уважаемый Дмитрий, благодаря Вашему блогу мне стало намного легче разбирать фильмы на составляющие. Но у меня появился один занимательный, на мой взгляд, вопрос к Вам - кто главный герой фильма "Мстители"? Я считаю это Халк, а что скажете Вы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Следуя логике автора, ГГ тот, кто меняется. Наиболее вероятный кандидат - это Железный человек, которой при этом еще и жертвует собой в конце.
      В меньшей степени тоже можно сказать и про остальных Мстителей, включая Халка.

      Удалить
    2. ТИТАНИК - яркий пример того, что гл. героев может быть несколько.
      Сирота - и Джек и Роуз подходят под этот архетип. Он - бедняк, она - чуждая в своем обществе.
      Оба странники - постигают новое для себя.
      Оба воины - сражаются за любовь.
      Оба мученики - жертвуют собой.
      Джек, кстати - не меняется, а Роуз - да. Но это не столь принципиально.

      Удалить