вторник, 27 октября 2009 г.

ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - IV - Новая надежда

sw4-2009-10-27-21-51-2009-10-27-21-51.png
режиссер: Джорж Лукас
Общее впечатление о конструкции сценария: все построено на этом сценарии. Все последующие конструкции вытекают из гибкости элементов именно ЭТОГО сценария.
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Кто Главный ГЕРОЙ? - Люк Скайвокер (здесь образ Главного ГЕРОЯ разделен на две части - это Идеально-героическая:Люк, и приземленная, со страстями, любовью и юмором: Хан Соло). Из теории “Тысячеликого героя” Дж. Кэмпбела - “чистый” ГЕРОЙ отрешен от земных прелестей - ему не нужна любовь, деньги - он идет к высшей цели (здесь - уничтожить Империю и стать Джедаем), поэтому все остальное отдано Хану Соло (Соратнику). Однако особой приметой того, что Хан Соло - вторая половина Единого Героя служит его перемена и поступок Мученика в конце фильма, когда он возвращается в последнюю секунду и спасет Люка от Дарта Вейдера и его команды. Главное в этом, что Хан, как и Люк - оба меняются к концу фильма.
Что он пытается совершить? -
        ГЛОБАЛЬНАЯ: взорвать Звезду Смерти, спасти повстанцев.
        ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти Принцессу
        ЛИЧНАЯ: поверить, что он обладает Силой
Кто пытается остановить его? - Империя и Дарт Вейдер
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - Принцесса погибнет, а Империя уничтожит повстанцев
ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА
СИРОТА - Люк настоящий сирота, который сиротеет еще сильнее, когда его дядю и тетю убивают.
СТРАННИК - Люк присоединяется к Оби-Вану, находит Хана Соло и летит на корабле Хана Соло на Альдеран, чтобы получить планы Звезды Смерти.
ВОИН - Люка и его друзей затягивает в Звезду Смерти, где они обнаруживают Принцессу, которая находится здесь в плену и спасают ее. Перед тем как покинуть Звезду Смерти вместе с Принцессой, они вступают в битву с имперскими штурмовиками.
Люк оказывается лицом к лицу со своей мечтой - он становится летчиком истребителем.
Жизнь и смерть Принцессы (а также всех повстанцев) зависят от него и его последнего выстрела и он хочет выключить компьютер, наводящий его выстрел, так как он не справляется. Он доверяет жизни всех (и свою в том числе) Силе.
МУЧЕНИК - Люк встречается лицом к лицу с непобедимым пилотом. Жизнь или смерть Принцессы зависит от него и от его последнего выстрела который отключит центральный компьютер защищающий Звезду Смерти и доверяет свою жизнь Силе, которая помогает ему разрушить Звезду Смерти. Хан соло возвращается чтобы помочь Люку и они побеждают Дарта Вейдера.
12 сюжетных точек Акта 1
(смотрим ссылку на Главу, описывающие эти точки).
Сюжетная ТОЧКА 1.
Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву Объект, либо Злодея.
Имперский Крейсер захватывает корабль Леи. Знакомимся с Дартом Вейдером (Не забываем, что первая сцена задает жанр фильма. Здесь все сделано прекрасно и впоследствии зритель не удивляется о чем фильм на самом деле).
Сюжетная ТОЧКА 2.
Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма
Знакомимся с Принцессой Леей. Она вкладывает сообщение в АР2 (Здесь Объект Принцесса Лея).
Сюжетная ТОЧКА 3.
Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
Лея захвачена в плен (Дартом Вейдером).
Сюжетная ТОЧКА 4.
Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.
Роботы на планете. Их ловят Джавы.
Сюжетная ТОЧКА 5.
Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.
Знакомимся с Люком. Роботы куплены его дядей. Люк находит сообщение от Принцессы. (Люк видит Принцессу и с этого момента уже не может жить прежней размеренной жизнью. Здесь роботы являються посланниками несущими за собой зов к приключению (см “Тысячеликий герой”). После появления их, ГЕРОЙ уже не может жить как жил до этого. Здесь находиться эмоциональный момент для Люка - Бинарный заход солнца).
Сюжетная ТОЧКА 6.
Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.
Люк хочет попасть в Академию раньше. Дядя говорит Нет.
Сюжетная ТОЧКА 7.
Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
АР2 сбегает. Люк преследует его. Люк возвращает его. Люка защищает Оби Ван (Союзник).
Сюжетная ТОЧКА 8.
Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.
Попав в дом Оби Вана, Люк слышит про Энакина. Оби Ван просит Люка помочь ему. Люк отказывается
Сюжетная ТОЧКА 9.
Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Джавы оказываются мертвыми. Люк летит домой, беспокоясь о дяде и тете.
Сюжетная ТОЧКА 10.
Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.
Люк находит мертвыми своих дядю и тетю (Здесь дядя и тетя, как и Лея символизируют всех людей, как Объект, который надо спасать от Империи).
Сюжетная ТОЧКА 11.
Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Вернувшись на Звезду Смерти, Дарт Вейдер наносит визит Принцессе Лее в ее камере и хочет, чтобы она сообщила ему местонахождение базы повстанцев. С ним плавающий дроид со шпрцем - допрос будет серьезным.
Сюжетная ТОЧКА 12.
ГЕРОЙ решает спасти Объект.
Люк горюет и едет обратно к Оби-Вану к месту разрушенного вездехода Джав. Оби-Ван уже знает что видел Люк, как если бы его чувства Джедая подсказали ему. Оби-Ван говорит Люку, что если бы он был там, то и он был бы сейчас мертв, а роботы были бы захвачены Империей. Люк решает отправиться с Оби-Ваном на Альдеран и пойти путем силы, чтобы стать Джедаем, как и его отец.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС.
Станет ли Люк Джедаем, сможет ли он спасти Лею и уничтожить звезду смерти?
выводы: к концу Акта 1 нам все понятно: ясно, кто Герой, кто Злодей. Ясны их цели. Все ставки сделаны. Учимся у Лукаса!
Однако Акт 1 здесь заканчивается аж на 38 мин: быть может для такого длинного фильма - это самое время, а может это влияние гораздо более медленного темпа жизни, и как следствие монтажа и как следствие всего этого более длительного внимания со стороны зрителя - напишите мне свое мнение, обсудим.
Дмитрий@Просуков 

3 комментария:

  1. Дмитрий ваш блог лучший в рунете по сценарному мастерству. У меня вопрос-просьба. Вы нигде не расписываете второй акт, почему? Это ведь самое мясо фильма. Вы можете на примере какого-нибудь известного фильма расписать сценарий полностью, основываясь на вашей схеме с четырнадцатью перипетиями?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кирилл. Спасибо за хорошие слова. Думал оставить описание второго акта для книги, но видимо скоро напишу в блог.

      Удалить
    2. Было бы здорово, буду ждать, спасибо. А на какой стадии книга?

      Удалить