вторник, 5 октября 2010 г.

ЧУЖАЯ

Впервые за долгие годы радует наш РОССИЙСКИЙ фильм.
Абсолютно ясно что в этом блоге я разбираю только те фильмы  которые меня вставили, т.е. я действую как простой обыватель, а именно: говорю – этот фильм хороший, а этот плохой и эти критерии зависят (для обывателя) от его настоящего настроения, от того как прошел день, от личных взглядов на заявленную тему фильма и отношению к этой теме в данном настроении и т.д. – всего перечислять не буду. Однако здесь я разбираю фильмы потому, что вижу в них зерно классической драматургической формы американского кинематографа под названием БЛОКБАСТЕР.
Я в очередной раз призываю продюсеров, редакторов, режиссеров и сценаристов не быть обывателями в своей оценке сценария или фильма, который лежит на Вашем столе – будьте профессионалами. Читайте теорию.
article_image-image-article_thumb-2010-08-2-23-51.jpg
режиссер: Антон Борматов
жанр: драма, криминал (чисто российский жанр – пращуры жанра “Брат”, “Бригада” и “Бумер”).
Общее впечатление о конструкции сценария: неплохо сбалансирован, однако далее будут рассмотрены причины которые не смогли довести баланс до настоящего равновесия. Именно из-за этой неудачной балансировки фильм собрал довольно скудную кассу - $ 1 709 700, при том что сделан очень качественно. Попытаемся разобраться что же в нем не так.



ЧЕТЫРЕ ВОПРОСАКто Главный ГЕРОЙ? – Групповой Герой в четырех лицах: Малыш, Гиря, Сопля и Шустрый. Это так задумывали авторы фильма, однако смотрим что получилось:
Здесь все бы вроде хорошо, однако то что Герой здесь групповой авторы выводят только в конце фильма, когда последний из оставшихся в живых парней мстит за всех остальных, а до этого зритель мечется в поисках главного ГЕРОЯ. Это вроде бы Малыш - по причине внешнего сходства с Джейсоном Стэтхемом – этот персонаж как никто тянет на ГЕРОЯ, он не только мудр и прекрасно организовывает своих бойцов, но также отлично проводит опасную операцию по спасению девушки (по аналогии с “Семью самураями” или “Ронином”). Однако бац! Малыша убивают в середине фильма. Так… Зритель чувствует себя обманутым. Ищем нового ГЕРОЯ, ага видимо это Шустрый, однако он не наделен никакими приметами Главного ГЕРОЯ – наоборот именно он убивает (без совершенной необходимости) хоть и плохого, но безоружного лежащего на полу владельца притона, когда его товарищ уже все рассказал нашим парням. Все здесь против Шустрого. И тут появляется Чужая, которая тоже делает попытку занять место Главного ГЕРОЯ – она несправедливо выслана из России, скитается, унижается и проч. Однако ее хладнокровная (в отличии от Шустро) расправа с Малышом и Гирей переворачивает ее образ и она становится ЗЛОДЕЕМ этого фильма.
Из выше сказанного следует что авторы чувствовали как вывести Главного ГЕРОЯ, но только этим они и ограничились. Чувствовать мало - надо ЗНАТЬ как его формировать. Вот ссылка.
Что он пытается совершить? -
ГЛОБАЛЬНАЯ: найти Чужую и доставить ее Рашпилю
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: остаться живыми
ЛИЧНАЯ: понять что своих сдавать нельзя.
Кто пытается остановить его? – Чужая.
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? – Все погибнут

ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПАСИРОТА – Здесь сразу появляется неслабая ошибка. До 7-ой минуты нас вводят в курс дела – зачем нужно найти и доставить Чужую к Рашпилю. А на 8-ой минуте парни собираются и поехали. Можете говорить мне что угодно, в том числе и то что можно делать и так, однако мужчине всегда нужны веские доводы чтобы отправиться в путешествие и меньше чем за 28 минут их сформировать не возможно, так как за это время мы должны познакомится со следующими персонажами – ГЕРОЕМ, ЗЛОДЕЕМ, ЖЕРТВОЙ (жертвами), узнать изъян ГЕРОЯ и понять его ценности – ПЕРСОНАЛЬНЫЕ (конкретный человек) и ЛИЧНЫЕ (собственно изъян). Однако половину из этих семи минут авторы тратят на персонажа, который больше почти не появляется – это Бабай, остальное время на создание атмосферы эпохи – а надо было вместе с атмосферой эпохи тратить время на ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ БЛОКИ.
СТРАННИК – парни попадают в незнакомую страну, не знают языка и проч. Здесь они пытаются понять как найти Чужую и выжить самим.
Тут все в порядке. Действие отличное. Наши парни лучшие!
ВОИН – начинается когда Шустрый понимает что “так дальше нельзя” и убивает Малыша и Гирю. После чего они вместе с Чужой начинают воевать за свою жизнь и свободу.
Тоже все неплохо,кроме указанной выше путаницы с Главным ГЕРОЕМ.
МУЧЕНИК – состоит из двух этапов и из  двух ГЕРОЕВ, что и делает соответственно две концовки – которые в очередной раз обманывают зрителя.
1) Шустрый бесстрашно идет убивать Рашпиля.
2) Сопля мстит Чужой за Малыша и Гирю.

выводы: авторы вроде несколько раз невинно обманывают зрителя, однако это очень плохо действует на “сарафанное радио”, которое в нашей стране уже давно работает так же хорошо как ежеминутная реклама на 1-ом и 2-ом каналах – отсюда плохие сборы и очередное разочарование. Однако хочется порадоваться что такой неоднозначный фильм спродюсировал сам К. Л. Эрнст – один из немногих людей, действительно развивающий киноиндустрию в нашей стране. От чего становится еще обидней, так как даже этот человек не знаком с ТЕОРИЕЙ СТРУКТУРЫ СЦЕНАРИЯ.
Дмитрий Просуков @2014

1 комментарий: