среда, 11 ноября 2009 г.

Пишем сценарий на Ваших глазах. "Руслан и Людмила"

        В цикле статей под заголовком “Пишем сценарий на Ваших глазах” будет рассмотрена технология работы режиссера или сценариста, которому предложен либо чужой сценарий, либо экранизация литературного произведения: естественно, будут рассмотрены вопросы, которые касаются исключительно конструкции сценария.
  1. Имеет смысл работать со сценарием (литературным произведением), в котором содержатся все компоненты указанные в Теории структуры сценария.
  2. Если там содержатся не все компоненты, то нужно добавить (либо их видоизменить) чтобы структура сформировалась (зависит от гибкости заказчика).
Перейдем к конкретному примеру - это будет экранизация “Руслана и Людмилы” А. С. Пушкина

Запасемся оригинальным текстом поэмы.

Посмотрим одноименный фильм А. Птушко и примем иное творческое решение: откажемся от Пушкинского текста (тем более что Шукшин! говорил о том, что правда литературная, не есть еще правда кино) и возьмем у Пушкина только сюжет, а диалоги напишем потом (так делал Хичкок - см. статью) и будем писать их, как если бы их слышал Пушкин (и услышав переложил в стихотворный слог).




Теперь найдем окончание Акта 1. Это будет то место, где Черномор украл Людмилу и соперники, а также Руслан готовы искать её:

Кто ж вызовется, дети, други?.."
"Я!" - молвил горестный жених.
"Я! я!" - воскликнули с Рогдаем
Фарлаф и радостный Ратмир:
"Сейчас коней своих седлаем;
Мы рады весь изъездить мир.
Отец наш, не продлим разлуки;
Не бойся: едем за княжной".
И с благодарностью немой
В слезах к ним простирает руки
Старик, измученный тоской.

конец Акта 1.

Почему окончание Акта 1 здесь:
  1. Все действующие лица определены.
  2. Все ставки сделаны.
  3. Герой (Руслан) после этих строк начинает свое путешествие по новой, неизведанной сказочной стране.
12 сюжетных точек Акта 1(смотрим ссылку на Главу, описывающие эти точки в общих чертах).
http://dmitryprosukov.blogspot.com/2009/10/1-1-27.html

Сюжетная ТОЧКА 1.
Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву, либо Объект, либо Злодея.

Видим свадьбу Руслана и Людмилы (выписываем сцену на свадьбе, где Руслан и Людмила во время свадьбы хорошо относятся, либо к детям, либо к старикам, либо к животным).


Сюжетная ТОЧКА 2.
Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма

По тексту никаких изъянов у Руслана нет. Покопаемся повнимательней. Отыскалось странное несовпадение: почему сразу после свадьбы Владимир-Солнце готов отдать Людмилу за другого жениха? Ведь свадьба состоялась и Людмила уже замужем за Русланом?
Сделаем предположение, что Владимир-Солнце не очень доверяет Руслану. Он просто соглашается с выбором Людмилы. Это очень тяготит Руслана. Людмила успокаивает Руслана.
Изъян найден.


Сюжетная ТОЧКА 3.
Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.

Три жениха: Рогдай - воин, Фарлаф - гуляка и хитрец, Ратмир - задумчивый хазарский хан. Каждый из них показывает свой нрав во время застолья при общении с другими гостями и слугами (Невинные люди), либо плохо относятся к детям, старикам, или к животным.


Сюжетная ТОЧКА 4.
Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.

Кто-то из приближенных (Отражатель) Владимира-Солнце пытается унизить Руслана.


Сюжетная ТОЧКА 5.
Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.

Людмилу уносит таинственная сила. Руслан подавлен.


Сюжетная ТОЧКА 6.
Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.

Владимир-солнце укоряет Руслана в том, что он не сберег его дочь, и что он всегда знал, что доверять Руслану нельзя.

Сюжетная ТОЧКА 7.
Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.

Вещий старец Баян, который еще не ушел, может что-то сразу подсказать (из того, что потом будет говорить другой старец - “природный финн“)

Сюжетная ТОЧКА 8.
Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.

Руслан говорит, что не знает где искать Людмилу.


Сюжетная ТОЧКА 9.
Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.

Услышав это, все три соперника вызываются искать Людмилу.

Сюжетная ТОЧКА 10.
Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.

Владимир-Солнце услышав желание соперников, объявляет свадьбу не действительной и обещает нашедшему: Людмилу и полцарства в придачу.


Сюжетная ТОЧКА 11.
Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.

Черномор (Злодей) приносит Людмилу в свой дворец, попутно совершая некое злодеяние над одной из своих служанок (чтобы мы знали, что так он может поступить и с Людмилой)


Сюжетная ТОЧКА 12.
ГЕРОЙ решает спасти Объект.

Руслан видит сборы соперников и отправляется искать Людмилу.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС.Сможет ли Руслан найти Людмилу и справиться с Черномором и женихами?



выводы: итак к концу Акта 1 все действующие лица показаны, все ставки сделаны. Делаем проверку:

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

Кто Главный ГЕРОЙ? - Руслан

Что он пытается совершить? -
ГЛОБАЛЬНАЯ: убить Черномора, чтобы больше не похищал русских девушек.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти Людмилу
ЛИЧНАЯ: поверить в себя

Кто пытается остановить его? - Черномор, Ратмир, Фарлаф, Рогдай, Наина.

Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - Руслан погибнет. Людмила останется в плену у Черномора. Черномор и дальше будет похищать девушек.

заключение: Акт 2 я описывать не буду, т.к. Вы, основываясь на Части 6 Теории, сможете сделать это самостоятельно.
Остается только запастись визуальным стилем одного из известных художников - мне по душе Изенберг (как это было сделано во ”Властелине Колец“) и фундамент фильма положен!


Дмитрий@Просуков 

Комментариев нет:

Отправить комментарий