среда, 16 декабря 2009 г.

СКОРОСТЬ

speed-2009-12-16-18-07-2009-12-16-18-07.png
режиссер: Ян де Бонт
Общее впечатление о конструкции сценария: блестящий представитель жанра Action. Благодаря виртуозному конструированию сценария фильм смотрится даже сейчас “на одном дыхании”. Похоже, что в этой картине Теория конструкции сценария была отточена окончательно и принята на вооружение голливудскими студиями.
При этом внесена одна явно инновационная вещь, нехарактерная для американского кино этого жанра. Я имею ввиду ТЕМУ фильма.
Обычно ЛИЧНОЙ областью проблем ГЕРОЯ является какой то его изъян (боится клоунов, боится высоты, не верит в себя, панически боится Чужих) - и борьбой с этим своим изъяном ГЕРОЙ занят какое то время, либо проверка его на этот изъян происходит в Финальной Битве. В “Скорости” ЛИЧНЫМ изъяном является утверждение ЗЛОДЕЯ, что “полицейскому спасать людей не имеет смысла” ну и дальше известная тирада про “дешевый золотые часы”. Одним словом ЛИЧНЫЙ изъян ГЕРОЯ - здесь как бы вроде и не изъян, а да же положительное качество, проходящее здесь проверку на прочность. А то как этот изъян элегантно связан с Объектом мы увидим в разборе 12 точек Акта 1, который будет приведен ниже.
Отдельно замечу, что планирую написать статью исключительно о ТЕМЕ фильма, и продвижению американцами очень глубоких тем, в достаточно, казалось бы легких картинах. А так же ключевой связи ТЕМЫ и Объекта, которое всегда показано во второй сюжетной точке Акта 1.



ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Кто Главный ГЕРОЙ? - Джек
Что он пытается совершить? -
ГЛОБАЛЬНАЯ: остановить и поймать Злодея
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти пассажиров автобуса и Энни, получить Энни.
ЛИЧНАЯ: доказать Злодею, что полицейский все же должен спасать невинных людей.
Кто пытается остановить его? - Злодей - бывший полицейский
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - Злодей продолжит терроризировать невинных людей, пассажиры погибнут, Энни погибнет, Джек погибнет.
ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА
СИРОТА - Джек спасает людей из лифта, но он все же одинок на вечеринке. Из-за него погибает знакомый водитель автобуса - здесь мы видим фигуральное сиротство.
СТРАННИК - Джек пытается понять как спасти пассажиров автобуса.
ВОИН - выяснив, что обычным способом бороться со Злодеем не получается , Джек принимает решение обмануть его и высадить людей - телевизионщики закольцовывают кадр.
МУЧЕНИК - В поезде метро Джек понимает, что Энни все равно погибнет, т.к. прикована к поручню аварийного поезда. Он может спрыгнуть и остаться жив, но он остается с ней и ускоряет поезд, что приводит к всеобщему спасению.
12 сюжетных точек Акта 1
(смотрим ссылку на Главу, описывающие эти точки в общих чертах).
http://dmitryprosukov.blogspot.com/2009/10/1-1-27.html
Сюжетная ТОЧКА 1.
Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву-Объект, либо Злодея.
Знакомимся со Злодеем. Он убивает охранника (здесь задается ЖАНР). Видим людей из офиса (пассажиров). Пассажиры здесь являются Объектом. Они едут в лифте. Лифт срывается.
Сюжетная ТОЧКА 2.
Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма
Людей надо спасать. Джек вызывается спасать людей. Его "проблема" в том, что он будет спасать людей в любом случае - это его изъян, связанный с Темой фильма.
Сюжетная ТОЧКА 3.
Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
Злодей требует деньги за жизни людей в лифте
Сюжетная ТОЧКА 4.
Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.
Злодей (здесь сам Злодей является Отражателем, который усложняет жизнь ГЕРОЯ) не выдерживает и взрывает лифт, осложняя спасение людей.
Сюжетная ТОЧКА 5.
Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.
Гарри попадает в заложники к Злодею
Сюжетная ТОЧКА 6.
Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.
Злодей пытается убедить Джека, что работа полицейского - бессмысленна.
Сюжетная ТОЧКА 7.
Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
Гарри говорит, Джеку, чтобы тот стрелял в “заложника” - в него.
Сюжетная ТОЧКА 8.
Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.
Джек секунду колеблется
Сюжетная ТОЧКА 9.
Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Джек стреляет в Гарри
Сюжетная ТОЧКА 10.
Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.
Злодей взрывает автобус со знакомым водителем Джека
Сюжетная ТОЧКА 11.
Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Злодей звонит Джеку и говорит, что в автобусе 2525 - бомба и что пассажиры автобуса погибнут, если ему не будет выплачен выкуп.
Сюжетная ТОЧКА 12.
ГЕРОЙ решает спасти Объект.
Джек мчится, чтобы спасти автобус. Я надеюсь, что никто не удивится, что это происходит на 29 минуте.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС.
Сможет ли Джек спасти пассажиров автобуса и поймать Злодея.
выводы: помню свой первый просмотр этого фильма - просто невероятно захватывающее чувство - теперь уже редко возникающее.
Однако у фильма есть небольшой изъян. Мало кто помнит, что после спасения людей из автобуса есть еще сцены в метро, драка Героя и Злодея на движущемся вагоне.... Первоначально кажется, что просто сцены в автобусе так захватывают и так визуально хороши, что вроде больше и ничего фильму не надо: даже искать и наказывать Злодея не имеет смысла: кто-то даже говорит, что у фильма две концовки.
Думаю проблема в другом: это длина Акта 2. Он попросту слишком большой. Количество пунктов в нем намного больше, чем необходимо. Этим грешит С. Спилберг во всех “Индианах Джонсах”: несмотря на поразительное качество всех трех фильмов их очень сложно досмотреть до конца за один присест. А четвертая часть была проверена на просмотре в кинотеатре и тоже вызвала ощущение непомерной длины. Однако анализ строения Акта 2 пока отложу до будущих статей.
Дмитрий Просуков @2012

1 комментарий:

  1. очень хотелось бы почитать статью исключительно о ТЕМЕ фильма

    ОтветитьУдалить