понедельник, 28 декабря 2009 г.

АВАТАР

avatar-2009-12-28-20-15.png

режиссер: Джеймс Кэмерон


Общее впечатление о конструкции сценария: о роли Кэмерона в мировом БЛОКбастеростроении я еще скажу в отдельных статьях, так как он, как никто другой, преуспел в этом деле. Это касается почти всех его работ, среди которых отмечу и Терминатора 1 и 2, и Правдивую ложь, Титаник и наконец Аватар. Итак смотрим, как практически по учебнику, разворачивает действие в своем суперБЛОКбастере прославленный сценарист и режиссер Джеймс Кэмерон.


ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

Кто Главный ГЕРОЙ? - Джейк Салли

Что он пытается совершить? -
ГЛОБАЛЬНАЯ: объединится с Нави, чтобы помочь им.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: завоевать Нейтири
ЛИЧНАЯ: найти свое место в мире, когда он остался без ног.

Кто пытается остановить его? - Оба Нави, которые не доверяют Джеку, а также Полковник, который чувствует, что Джеку нравятся Нави.

Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - И Нави и их планета будут уничтожены, Джейку не останется места в мире людей.


ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА

СИРОТА - Брат близнец Джейка убит, но благодаря одинаковым генам участвует в эксперименте вместо брата. Джейк изгой среди ученых - так как он совершенный неуч. И среди солдат - так как он калека.

СТРАННИК - Нави принимают Джейка к себе в его новом теле и начинают обучать его.

ВОИН - Джейк влюбляется в принцессу Нейтири и он сражается за свое место среди Нави.

МУЧЕНИК - Джейк разрывает свою связь с людьми, чтобы сражаться за культуру и жизнь племени Нави.



12 сюжетных точек Акта 1
(смотрим ссылку на Главу, описывающие эти точки в общих чертах).
http://dmitryprosukov.blogspot.com/2009/10/1-1-27.html

Сюжетная ТОЧКА 1.
Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву Объект, либо Злодея.

Знакомимся с ГЕРОЕМ. Джейк вместо своего погибшего брата становится оператором Аватара.

Сюжетная ТОЧКА 2.
Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма

Джейк инвалид и страдает от этого

Сюжетная ТОЧКА 3.
Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.

Полковник ведет инструктаж об опасностях планеты.


Сюжетная ТОЧКА 4.
Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.

Джейк не нравится доктору Грейс, т.к. он солдат, а не ученый.


Сюжетная ТОЧКА 5.
Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.

Джейк встает и получает удовольствие от нового тела, возможности ходить и даже бегать.


Сюжетная ТОЧКА 6.
Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.

Разговор с Полковником. “Делай что я скажу и когда вернешься домой сможешь ходить на своих ногах” - изъян ГЕРОЯ, становится еще более ясным.

Сюжетная ТОЧКА 7.
Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.

Нейтири спасает Джейка в лесу.

Сюжетная ТОЧКА 8.
Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.

Нейтири не хочет учить Джейка


Сюжетная ТОЧКА 9.
Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.

Однако семена священного дерева Эйва "выбирают его"

Сюжетная ТОЧКА 10.
Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.

Опасные воины под управлением Цу Тея, хватают Джейка и ведут в деревню.


Сюжетная ТОЧКА 11.
Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.

Племя готово растерзать Джейка, так как он чужак


Сюжетная ТОЧКА 12.
ГЕРОЙ решает спасти Объект.

Отец и мать - цари Нави, разрешают Нейтири учить Джейка


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС - Сможет ли Джейк адаптироваться в новом мире и в новом теле?


выводы: с удивлением замечаю, что почти все картины Кэмерона имеют немного более длинный Акт 1 - здесь он заканчивается на 48 минуте. Однако все его картины имеют общую длину более 2-х часов и видимо это имеет определенный смысл. Такая же длина Акта 1 и у “Звездных войн”.
К настоящему моменту мне удалось прочитать и услышать большое количество критики по поводу Аватара, однако скажу одно: с точки зрения расчета структуры сценария Кэмерон как всегда на высоте, хотя он и использует свои старые сюжетные приемы. Однако совершенно ясно, что все они прекрасно работают, достаточно взглянуть на цифры бокс-офисов.
Дмитрий Просуков @2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий