воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Титаник 3D Джеймса Кэмерона: методы и приемы сбора денег

Picture3-2012-04-9-15-15.jpg
Итак Титаник 3D, при своем бюджете в 18 млн. $ в первые выходные собирает 17 млн. $. Грандиозный успех не правда ли! Снова и снова! В чем же его секрет? Попытаемся разобраться.
        В Титанике, как и во всех своих сценариях, Кэмерон использует один из самых распространенных приемов, который способен держать зрителя мертвой хваткой, не только на протяжении фильма, но и как выясняется, многие годы. Думаете это романтическая история любви? Нет. Думаете это грандиозные съемки и масштаб катастрофы? Отчасти.
        Секрет Титаника в том, что сценарий на разных уровнях внедряет в сознание зрителя установки, от которых у миллионов обыкновенных людей от восторга замирает дыхание:

        - Быть бедным благородно
        - Богатые люди безнравственны
        - Деньги - это зло

        Не верите? Смотрим как это выстроено:
        В начале мы видим беззаботного авантюриста Джека. Почему он так беззаботен? Потому что беден. Он попадает на корабль потому, что выиграл билет в карты. Итак, первый урок, который мы извлекаем из увиденного: бедные люди беззаботны и счастливы! Страшно представить все те проблемы, которые портят жизнь богатым людям...
        Затем мы видим Роуз - она явно несчастлива. Почему? Потому что должна выйти замуж за скучного богатого малого: мать убеждает ее пойти на это ради благосостояния семьи. Вот и второй вывод, который мы делаем (подсознательно): за деньги приходится продавать свою душу и жертвовать собственным счастьем.
        По мере развития сюжета мы видим еще одну красноречивую сцену - Роуз обедает в ресторане первого класса. Она окружена всеми этими нудными богатыми ханжами, которые потягивают бренди, курят сигары и ведут бессодержательную беседу об игре в поло и прочей немыслимой ерунде.
        И тут появляется Джек и говорит Роуз: “Эй, давай спустимся в каюты третьего класса, и я покажу тебе, как надо веселиться”. В следующих кадрах мы видим бедных людей, которые конечно же: распевают песни, танцуют и веселятся, тем самым показывая, насколько они проще и веселее, чем эти скучные, противные и чопорные богачи.
        Как здесь работает подсознание? Богатые люди скучны. С бедными людьми очень весело и интересно. Поэтому, если вы хотите слиться с “народом” и стать “своим” (а это то, чего хотят большинство людей всю жизнь, с самого детства), то лучше быть бедняком.
        Затем корабль сталкивается с айсбергом...
        Богачи пытаются забраться в спасательные шлюпки обманом, либо с помощью взятки. Богатый жених Роуз даже забирает младенца из рук матери, чтобы побыстрее оказаться в лодке!
        Мы видим, как богатые люди отплывают в шлюпках к горизонту, в то время как бедную чернь за решетками на нижней палубе заливает водой. Мы видим смелую бедную женщину, которая успокаивает своих детей, рассказывая им о том, как они сейчас пойдут на дно и будут петь церковные гимны, пока не утонут и т.д. и т.д.....
        dzhejms_kemeron_predstavlyaet_rossiyanam_titanik_3d_797x598_88z-2012-04-9-15-15.jpg
        Кэмерон не жалеет чувств зрителя и добивается своего - ненависть к богачам накрепко застревает в любой голове, и это легко каждый может проверить на себе, оценив свои ощущения от одной из последних сцен фильма: никому из зрителей не приходит в голову абсурдность поступка старой Роуз - ее внучка живет в скромном доме и заботится о старушке, у которой имеется ожерелье стоимостью 40 миллионов долларов, которое она могла бы отдать внучке, чтобы облегчить ей жизнь. Она же скармливает сокровище акулам!
Попались!!!!
        Как же сценарист и режиссер Кэмерон вытворяет такое с нами?
        Просто он полагается на надежные вечные темы и архетипы, многие из которых живут в общественном сознании сотни, даже тысячи лет. Самый распространенный из них – это «путь героя» описанный в Теории структуры сценария, описанной на этом сайте. Исходное условие этого сюжета: обычный человек принимает вызов судьбы и выказывает невиданную смелость и жизненную силу, преодолевая препятствия и становясь победителем.
        «Звездные войны» – это «путь героя», равно как и “Чужие”, “Терминатор”, “Аватар” и многие, многие другие.
Выводы: делаем в сценарии противодействие обыкновенного человека (“героя”) с богатым антагонистом и зритель у нас в кармане. Не согласны? Пишите.
Дмитрий Просуков @2013

2 комментария:

  1. Значит ли это что хороший сценарист умело использует сильнейшие стереотипы общества?
    Богатые - жадны и злы. Но ведь в фильме имеются и благородные богатые персонажи, или это как исключение, подчеркивающее правило?

    ОтветитьУдалить