режиссер и автор сценария: Мел Гибсон.
Если Вы подзабыли этот прекрасный фильм, предлагаю пересмотреть его в авторском переводе Ю. Живова.
Итак, рассмотрим как выстроен этот фильм, основываясь на Теории структуры сценария:
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА
Кто Главный ГЕРОЙ? - Лапа Ягуара.Что он пытается совершить? -
ГЛОБАЛЬНАЯ: избежать смерти
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти беременную жену и ребенка
ЛИЧНАЯ: преодолеть поселившийся в нем страх
Кто пытается остановить его? – Воевода
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - Если он погибнет, то погибнут также его беременная жена и маленький сын.
ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА
СИРОТА - Захватчики нападают на индейское племя, сжигают деревню, и проч. Кроме этого, убивают отца молодого индейца Лапы Ягуара. Вместе с другими, Лапа попадает в плен, однако успевает спрятать беременную жену и сына в глубокой яме. Здесь прослеживается тенденция увеличения статуса Сироты для Героя - он лишается отца, жены и сына.СТРАННИК - Попав в плен, Лапа пытается понять как ему остаться в живых, чтобы вернуться и спасти жену с сыном.
ВОИН - Лапа переключается на Архетип Воина, когда перестает убегать, и начинает нападать - он бросает осиное гнездо в своих преследователей и т.д.
МУЧЕНИК - Чтобы победить Воеводу, Лапа дает ему выстрелить в себя (акт самопожертвования), и когда тот подбегает к раненому Лапе, то попадается в страшную ловушку, поставленную самим Лапой, еще вместе с отцом на тапира.
Посмотрим, как на основе известного нам шаблона Мэл Гибсон строит первый акт этого фильма:
12 СЮЖЕТНЫХ ТОЧЕК Акта 1
Сюжетная ТОЧКА 1. Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву/ Объект, либо Злодея. Лапа Ягуара (Герой), его отец, Большой и другие воины племени охотятся в своем лесу. Когда Лапа видит напуганных индейцев другого племени, он тоже заражается страхом. Отец говорит ему, что он должен выдавить его из себя.Сюжетная ТОЧКА 2. Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма. Маленький сын и беременная жена, которых он очень любит - изъян Лапы.
Сюжетная ТОЧКА 3. Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
Страшный сон.
Сюжетная ТОЧКА 4. Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.Собака мешает спать и будит Лапу? - не очень уверен в этом пункте.
Сюжетная ТОЧКА 5. Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.
Захватчики нападают на деревню, убивают и поджигают дома.
Сюжетная ТОЧКА 6. Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.Лапа спускает жену и сына в яму, но один из захватчиков видит как он это делает и нападает. Лапа дерется с ним и убивает его, когда тот видит сидящих в яме. После чего он обещает вернуться жене и сыну, так как должен помочь остальным.
Сюжетная ТОЧКА 7. Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
Лапа бросается на помощь отцу и готов убить опасного противника Хохолка, но Воевода (здесь Союзник и одновременно Враг), сначала спасает Хохолка, а затем не дает ему убить Лапу: он нужен ему живым.
Сюжетная ТОЧКА 8. Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.Лапа схвачен и повержен. Он просит у отца прощения.
Сюжетная ТОЧКА 9. Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Хохолок понимает, что это его отец и убивает его. Но отец говорит Лапе перед смертью чтобы он не боялся - тем самым призывая его не сдаваться.
Сюжетная ТОЧКА 10. Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны. Лапа видит как Большой пытается в бешенстве вырваться, от того что на его глазах захватчики насилуют жену Большого. Мы понимаем, что Лапа представляет, что тоже может случиться и с его женой тоже.
Сюжетная ТОЧКА 11. Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Один из захватчиков взгляд Лапы на веревку, с помощью которой жена и сын Лапы спустились в яму, он заглядывает туда, затем бросает туда камень. Прислушивается, но ничего не слышит, но на всякий случай перерезает веревку.
Сюжетная ТОЧКА 12. ГЕРОЙ решает спасти Объект.
Всех живых взрослых уводят, а дети бегут за ними. Жена пытается проверить веревку и Лапа видит, как веревка падает в яму: теперь они сами не смогут выбраться оттуда и он обязан вырваться из плена и вернуться за ними, чтобы спасти их.
Акт 1 закончен на 42 минуте, так как зритель к этому моменту знает о трех проблемных областях нашего Героя:
ГЛОБАЛЬНАЯ: победить захватчиков.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти беременную жену и маленького сына
ЛИЧНАЯ: не боятся (не сдаваться)
Пропущу разбор Акта 2 - так как здесь как и всегда - стандартный набор перипетий.
Гораздо интересней посмотреть как выстроен Акт 3.
4 СЮЖЕТНЫХ ТОЧКИ Акта 3.
Сюжетная ТОЧКА 1. Большое ДАЛапа успевает прибежать к яме, которую заливает дождь, а его жена и дети живы, но с трудом удерживаются в воде.Сюжетная ТОЧКА 2. Малое Нет
Однако преследователи рядом и замечают, жену и детей. Лапа вынужден увести преследователей от ямы.
Сюжетная ТОЧКА 3. Большое НЕТНе смотря на то, что Лапа убивает Хохолка, Воевода догоняет Лапу, стреляет в него с близкого расстояния, ранит его и подбегает чтобы убить. Мы понимаем, что Лапа сам дает ему выстрелить в себя, потому, что….
Сюжетная ТОЧКА 4. Финальное ДА! … ловушка на тапира, поставленная еще вместе с отцом и остальными друзьями в начале фильма, убивает Воеводу. Остальные воины не очень хотят убить Лапу и отступают, когда видят испанские корабли у берега. Лапа возвращается к семье и спасает их.
ВЫВОДЫ: пример сценария этого фильма показывает, что проблемой Героя могут быть беззащитные жена и ребенок, которых он должен защитить - вот так просто.
Интересно так же, что Герой переключается на Архетип Воина после того, как он проходит через три «самых страшных и темных для Героя мест» (Дж. Кэмпбел «Тысячеликий Герой») - это яма с гниющими трупами, глубина водопада и чернота болота.
Браво Мэлу Гибсону, который в молодости прошел школу боевиков, построенных все по той же универсальной сценарной схеме.
Дмитрий Просуков 2013 @blokbaster
Комментариев нет:
Отправить комментарий