Всякое гармоничное произведение имеет Начало, Середину и Конец.
("У нас уже принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия законченного и целого. Целое — то, что имеет начало, середину и конец" - Поэтика. Аристотель.)
Таким образом всякий цельный и гармоничный фильм состоит из 3-х Актов.
Образ Героя формируется на основе 4-х АРХЕТИПОВ.
Разберемся, что такое АРХЕТИПЫ.
Откинем сложное определение, которое дает Юнг, когда рассматривает Архетип в контексте психологии и обратимся к его мифологическому значению:
АРХЕТИП, это некий универсальный образ, который является структурой коллективного бессознательного и поэтому проявляется у всех народов и во все эпохи.
Следовательно, АРХЕТИП, именно тот элемент, который нам нужен (напоминаю, что мы разбираемся в технологии формирования истории, которая станет понятной каждому человеку).
Универсальность АРХЕТИПА заключена так же и в его названии, он может быть охарактеризован и понят любым человеком с помощью всего одного слова.
Итак, книга "Тысячеликий герой" Дж. Кэмпбела указывает нам, на 4 АРХЕТИПНЫХ состояния Героя, которые мы будем использовать.
Герой, обязан пройти трансформацию своей личности, т.е. пройти последовательно четыре известных архетипных состояния. Это:
- СИРОТА
- СТРАННИК
- ВОИН
- МУЧЕНИК
Далее следует ответить на 4 важных вопроса:
- Как главный Герой становится СИРОТОЙ в 1 Акте?
- Как главный Герой становится СТРАННИКОМ во 2 Акте?
- Как главный Герой становится ВОИНОМ во 2 Акте?
- Как главный Герой становится МУЧЕНИКОМ в 3 Акте?
Как главный Герой становится СИРОТОЙ в Акте 1?
Архетип СИРОТЫ.
Герой становится СИРОТОЙ иногда в полном смысле слова, иногда в фигуральном. Время от времени его статус СИРОТЫ находится за пределами его контроля. Иногда это - осознанный выбор. Отрыв от любви, семьи и прочее.
Примеры:
ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ - Флетчер разведен и является плохим отцом для любящего его сына
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - Люк не знает, кто его родители и Концу 1 Акта его тетя и дядя жестоко убиты.
Лучше всего, если статус СИРОТЫ у нашего Героя стремится к увеличению. К примеру:
- Люк (ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ) растет с дядей и тетей (уже сирота). Однако это только начало - его дядя и тетя погибают позже и он становится круглым сиротой.
- В фильме ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ - герой Джима Керри разведен с женой, т.е. отрезан от жены и сына, которых продолжает любить - здесь он является фигуральной сиротой. Ну а то, что он не может больше жить среди людей без лжи, делает его сиротой в квадрате.
- Кто главный Герой?
- Чего Герой пытается достигнуть?
- Кто пытается остановить Героя?
- Что случиться, если Герой потерпит неудачу?
2. Как главный Герой становится СТРАННИКОМ в Акте 2?
Архетип СТРАННИКА.
Итак Герой в Акте 1 попадает в некую ситуацию, с которой он обязан справиться.
В первой половине 2 Акта Герой становится СТРАННИКОМ, чтобы ответить на Центральный Вопрос.
Он ищет подсказки, встречает помощников, сталкивается с противниками, преодолевает препятствия, приобретает навыки и предметы, необходимые в его путешествии.
Примеры:
ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ - Флетчер пытается привыкнуть к условиям своего проклятия, и ищет способ снять его.
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - Люк, под руководством Оби-Вана, учится использовать Силу, встречает капитана Соло и попадает вместе со своими новыми друзьями на Звезду Смерти.
3. Как главный Герой становится ВОИНОМ в Акте 2?
Архетип ВОИНА.
К середине фильма, Герой приобретает помощников и способности, необходимые ему, для разрешения Центрального Вопроса, в противном случае он бессильно теряет время.
Неважно, близок он к разгадке или теряет время - пришло время становиться ВОИНОМ.
Становясь ВОИНОМ, Герой часто оказывается побитым и кровожадным, как раз, перед тем, как он попадет в место его самого большого кошмара. Именно там он умирает - либо буквально, либо фигурально. Очень часто - это пещера или замкнутое пространство. Здесь, после смерти, он возрождается и понимает как разрешить Центральный Вопрос. Раз и навсегда.
Примеры:
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - Люк борется за освобождение Леи со Звезды Смерти и возвращает ее на базу повстанцев вместе со схемой Звезды Смерти.
ЧЕЛЮСТИ - шеф полиции, бывалый рыбак и океанограф - втроем отправляются на поимку акулы.
ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ - Флетчер борется с проклятием, так же как борется с тем, чтобы быть рядом с сыном, прежде чем жена увезет его.
4. Как главный Герой становится МУЧЕНИКОМ в Акте 3?
Архетип МУЧЕНИКА.
Главный Герой готов умереть, чтобы ответить на Центральный Вопрос. В этой части он должен хотеть быть МУЧЕНИКОМ. Только готовность потерять все, дает возможность выиграть все.
Секрет возможностей Героя в состоянии МУЧЕНИКА состоит в том, что он больше не мотивирован успехом. Он мотивирован желанием сделать то, что является правильным или то, что необходимо - независимо от последствий. Чаще всего он желает сделать прямо противоположное тому, к чему стремился в начале пути: то, что он понял во время этого пути.
Как только он отбрасывает мысль о победе, и выбирает переход от ВОИНА к МУЧЕНИКУ, Судьба или Природа или Бог вознаграждает его, давая ему то, на что он уже не надеялся - успех.
Возможно это будет первым безрассудным поступком ГЕРОЯ за весь фильм.
Примеры:
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ - Люк желает сразиться с Империей, чтобы разрушить Звезду Смерти и спасти Принцессу. Соло возвращается, чтобы помочь Люку.
НЕСПЯЩИЕ В СИЭТЛЕ - Энни хочет бросить свой брак с хорошим, но скучным человеком, чтобы узнать, ждет ли ее Сэм на Эмпайр Стэйт Билдинг.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК - Тони Старк встает против своего Наставника, при том, что он знает что тот может убить его.
ЛЖЕЦ, ЛЖЕЦ - Флетчер бросает дело, чтобы пойти к сыну, прежде чем тот его покинет навсегда.
КВАРТИРА - Бакстер уже не пытается выкручиваться и двигаться вверх по служебной лестнице с помощью своей квартиры и делает то, что считает правильным - отказывает Начальнику и, фигурально теряя все: место, миссис Скубелик (он не говорит ей что Начальника выгнала жена, а не он ушел от нее). Благодаря этой жертве, он получает все.
Дмитрий Просуков @
ДАЛЕЕ-->
А все эти пункты\правила, применимы к короткометражкам, в фантастическом стиле?
ОтветитьУдалитьИли там как-то иначе надо прописывать события?
Все пункты сложно будет уместить из-за ограниченного времени короткометражки. Что-то придется пропустить, но все это подойдет не только к "фантастическому стилю", а вообще к любой истории, претендующей на увлекательность.
Удалить