воскресенье, 27 января 2013 г.

АПОКАЛИПТО (Apocalypto) 2006 - обновление

title
режиссер и автор сценария: Мел Гибсон.
Если Вы подзабыли этот прекрасный фильм, предлагаю пересмотреть его в авторском переводе Ю. Живова.
 Снимок экрана 2013-01-18 в 16.24.08
Итак, рассмотрим как выстроен этот фильм, основываясь на Теории структуры сценария:

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА

Кто Главный ГЕРОЙ? - Лапа Ягуара.
Что он пытается совершить? -    
ГЛОБАЛЬНАЯ: избежать смерти
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти беременную жену и ребенка
ЛИЧНАЯ: преодолеть поселившийся в нем страх
Кто пытается остановить его? – Воевода
Что случиться если ГЕРОЙ проиграет? - Если он погибнет, то погибнут также его беременная жена и маленький сын.

Снимок экрана 2013-01-18 в 16.25.49

ЧЕТЫРЕ АРХЕТИПА

СИРОТА - Захватчики нападают на индейское племя, сжигают деревню, и проч. Кроме этого, убивают отца молодого индейца Лапы Ягуара. Вместе с другими, Лапа попадает в плен, однако успевает спрятать беременную жену и сына в глубокой яме. Здесь прослеживается тенденция увеличения статуса Сироты для Героя - он лишается отца, жены и сына.
СТРАННИК - Попав в плен, Лапа пытается понять как ему остаться в живых, чтобы вернуться и спасти жену с сыном.
ВОИН - Лапа переключается на Архетип Воина, когда перестает убегать, и начинает нападать - он бросает осиное гнездо в своих преследователей и т.д.
МУЧЕНИК - Чтобы победить Воеводу, Лапа дает ему выстрелить в себя (акт самопожертвования), и когда тот подбегает к раненому Лапе, то попадается в страшную ловушку, поставленную самим Лапой, еще вместе с отцом на тапира.
Снимок экрана 2013-01-18 в 16.26.13
Посмотрим, как на основе известного нам шаблона Мэл Гибсон строит первый акт этого фильма:

12 СЮЖЕТНЫХ ТОЧЕК Акта 1

Сюжетная ТОЧКА 1. Мы встречаем либо ГЕРОЯ, либо Жертву/ Объект, либо Злодея.
Лапа Ягуара (Герой), его отец, Большой и другие воины племени охотятся в своем лесу. Когда Лапа видит напуганных индейцев другого племени, он тоже заражается страхом. Отец говорит ему, что он должен выдавить его из себя.
Сюжетная ТОЧКА 2. Мы видим изъян ГЕРОЯ, связанный с ОБЪЕКТОМ и совпадающий с ТЕМОЙ фильма.
Маленький сын и беременная жена, которых он очень любит - изъян Лапы.
Сюжетная ТОЧКА 3. Злодей или кто-то, либо что-то символизирующее Злодея. Тут может быть, либо его злодеяние, либо результат его злодеяния.
Страшный сон. 

Сюжетная ТОЧКА 4. Отражатель, отклоняющий ГЕРОЯ от решения его Проблемы или его Цели.Собака мешает спать и будит Лапу? - не очень уверен в этом пункте.
Сюжетная ТОЧКА 5. Побудительное СОБЫТИЕ. СОБЫТИЕ, эмоционально вовлекающее ГЕРОЯ и меняющее мир ГЕРОЯ навсегда. Или ТАЙНА, которая будоражит ГЕРОЯ.

Захватчики нападают на деревню, убивают и поджигают дома.
Сюжетная ТОЧКА 6. Цель ГЕРОЯ как связь с Объектом и/или любовным интересом. Проблема ГЕРОЯ становиться ясной аудитории. Диалог к ГЕРОЮ о его Проблемах. Связан с точкой №2.Лапа спускает жену и сына в яму, но один из захватчиков видит как он это делает и нападает. Лапа дерется с ним и убивает его, когда тот видит сидящих в яме. После чего он обещает вернуться жене и сыну, так как должен помочь остальным.
Сюжетная ТОЧКА 7. Появление Союзника, помогающего ГЕРОЮ покидать его обыкновенный мир.
Лапа бросается на помощь отцу и готов убить опасного противника Хохолка, но Воевода (здесь Союзник и одновременно Враг), сначала спасает Хохолка, а затем не дает ему убить Лапу: он нужен ему живым.
Сюжетная ТОЧКА 8. Колебание ГЕРОЯ: сделать ли ему шаг за пределы своего мира (к своей цели/к Объекту) или продолжить жить обычной жизнью. Отказ от приключения.Лапа схвачен и повержен. Он просит у отца прощения.
Сюжетная ТОЧКА 9. Если ГЕРОЙ не сделал шаг в точке № 8, то Судьба заставляет его сделать здесь. Или он делает его под влиянием эмоции. Или когда Злодей или Отражатель угрожают ему эмоционально.
Хохолок понимает, что это его отец и убивает его. Но отец говорит Лапе перед смертью чтобы он не боялся - тем самым призывая его не сдаваться.
Сюжетная ТОЧКА 10. Чувственная связь между ГЕРОЕМ и Объектом или серьезность угрозы для Жертвы здесь уже совершенно определенны.
Лапа видит как Большой пытается в бешенстве вырваться, от того что на его глазах захватчики насилуют жену Большого. Мы понимаем, что Лапа представляет, что тоже может случиться и с его женой тоже.
Сюжетная ТОЧКА 11. Отражатель или Злодей угрожают забрать Объект у ГЕРОЯ.
Один из захватчиков взгляд Лапы на веревку, с помощью которой жена и сын Лапы спустились в яму, он заглядывает туда, затем бросает туда камень. Прислушивается, но ничего не слышит, но на всякий случай перерезает веревку.
Сюжетная ТОЧКА 12. ГЕРОЙ решает спасти Объект.
Всех живых взрослых уводят, а дети бегут за ними. Жена пытается проверить веревку и Лапа видит, как веревка падает в яму: теперь они сами не смогут выбраться оттуда и он обязан вырваться из плена и вернуться за ними, чтобы спасти их.
Акт 1 закончен на 42 минуте, так как зритель к этому моменту знает о трех проблемных областях нашего Героя:
ГЛОБАЛЬНАЯ: победить захватчиков.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ: спасти беременную жену и маленького сына
ЛИЧНАЯ: не боятся (не сдаваться)
Снимок экрана 2013-01-18 в 16.26.53
Пропущу разбор Акта 2 - так как здесь как и всегда - стандартный набор перипетий.
Гораздо интересней посмотреть как выстроен Акт 3.
Снимок экрана 2013-01-18 в 16.28.57

  4 СЮЖЕТНЫХ ТОЧКИ Акта 3.



Сюжетная ТОЧКА 1. Большое ДАЛапа успевает прибежать к яме, которую заливает дождь, а его жена и дети живы, но с трудом удерживаются в воде.

Сюжетная ТОЧКА 2. Малое Нет
Однако преследователи рядом и замечают, жену и детей. Лапа вынужден увести преследователей от ямы.

Сюжетная ТОЧКА 3. Большое НЕТНе смотря на то, что Лапа убивает Хохолка, Воевода догоняет Лапу, стреляет в него с близкого расстояния, ранит его и подбегает чтобы убить. Мы понимаем, что Лапа сам дает ему выстрелить в себя, потому, что….

Сюжетная ТОЧКА 4. Финальное ДА!
… ловушка на тапира, поставленная еще вместе с отцом и остальными друзьями в начале фильма, убивает Воеводу. Остальные воины не очень хотят убить Лапу и отступают, когда видят испанские корабли у берега. Лапа возвращается к семье и спасает их. 

Снимок экрана 2013-01-18 в 16.29.38
ВЫВОДЫ: пример сценария этого фильма показывает, что проблемой Героя могут быть беззащитные жена и ребенок, которых он должен защитить - вот так просто.
Интересно так же, что Герой переключается на Архетип Воина после того, как он проходит через три «самых страшных и темных для Героя мест» (Дж. Кэмпбел «Тысячеликий Герой») - это яма с гниющими трупами, глубина водопада и чернота болота.
Браво Мэлу Гибсону, который в молодости прошел школу боевиков, построенных все по той же универсальной сценарной схеме.
Дмитрий Просуков 2013 @blokbaster

Комментариев нет:

Отправить комментарий